» » Россия, Беларусь, Казахстан: электричество без границ

Россия, Беларусь, Казахстан: электричество без границ

В рамках созданного в 2014 году Евразийского экономического союза в ближайшей перспективе начнет действовать общий рынок электрической энергии и мощности России, Беларуси, Казахстана. Над концепцией, объединяющей силу тока трех стран, трудятся члены Евразийской экономической комиссии. Каковы принципы формирования в регионе ЕАЭС наднационального энергорынка, в чем его выгоды для бизнеса и какие трудности могут возникнуть при интеграции? 
 
 
 
Иван ГРАЧЕВ,
председатель Комитета Государственной Думы РФ по энергетике

Евразийский экономический союз (ЕАЭС), без сомнения, может стать катализатором развития электроэнергетики России, Беларуси, Казахстана и других государств Единого экономического пространства и Таможенного союза.
Что позволяет нам создать единый наднациональный рынок электроэнергии? Во-первых, наличие в странах ЕАЭС инфраструктурных объектов (сетей, генерации), объединенных в единую энергетическую систему. Технологическая база, единое энергетическое пространство уже есть, а это важные элементы и ключевое преимущество для реализации такого мегапроекта.
Теперь о барьерах, которые нужно будет устранить для того, чтобы рынок стал цивилизованным, мощным.
Первый и главный барьер – это разные рыночные модели развития электроэнергетики в России, Казахстане, Беларуси. Россия обладает самым большим энергетическим потенциалом, научной базой, развитым отраслевым машиностроением, профильными высшими и средними учебными заведениями. При этом выбранный ею путь развития отрасли «по Чубайсу» вызывает множество вопросов и нареканий. С моей точки зрения, маржинальное ценообразование в электроэнергетике неэффективно. Законодательно закрепленное дробление на генерацию, транспортировку, сбыт, наличие искусственных оптовых рынков – все это создает риски надолго, если не навсегда, остаться в переходном периоде. При имеющихся правилах игры количество посреднических структур будет только расти. В интересах потребителей нужно отказаться от системы ценообразования, приносящей неоправданные доходы посредникам. Замечу, что такой модели рынка электроэнергии, как в Российской Федерации, нет нигде в мире. Казахстан пошел другим путем. Он использует модель единого закупщика (покупателя), которая применяется в Китае и во многих других странах.
Таким образом, если мы хотим создать общий цивилизованный и выгодный всем участникам рынок, то необходимо выбрать оптимальную, основанную на лучшей мировой практике, модель развития. Не сомневаюсь, что проводимая экспертами наднационального органа – Единой энергетической комиссии – работа по созданию концепции электроэнергетического рынка учтет имеющийся опыт развития отрасли всех трех государств, последствия реформ в РФ, и в ближайшей перспективе мы получим внятную и перспективную программу действий.
Единый рынок выгоден и Беларуси, и Казахстану, и России. Думаю, что вскоре могут присоединиться и другие государства Таможенного союза. Синергетический эффект будет достигнут за счет укрупнения энергомощности, единой сети и технической политики, а также за счет оптимального использования разных часовых поясов. Тогда мы действительно сможем построить мощный рынок, будем снабжать Европу в рамках подписанной ранее «дорожной карты» не только газом, но и электричеством.
 
 
Даниал АХМЕТОВ,
министр Евразийской экономической комиссии по энергетике и инфраструктуре

Уверен, что реализация проекта «Электричество без границ» на территории в 20 миллионов квадратных километров послужит мощным фактором развития ЕАЭС. В подписанном в Астане договоре о создании Евразийского экономического союза установлены жесткие рамки формирования общего рынка электроэнергии.
1 июля 2015 года концепция должна быть внесена на утверждение глав государств трех стран. К 1 января 2016-го мы должны иметь программу создания рынка, а в 2019-м завершить его формирование.
Общий рынок электроэнергии повысит возможности экспорта нашей электроэнергии в третьи страны. Беларусь получит возможность замещения выпавшей мощности Чернобыльской АЭС, а Казахстан – уникальную возможность транзита электроэнергии.
Каким образом будет формироваться рынок? Проект планируется реализовать в три этапа. На первом этапе усилия ЕЭК будут направлены на расширение межгосударственной торговли электроэнергией, для чего стороны должны гармонизировать существующую нормативно-правовую базу взаимной торговли, технического регулирования, регламентов и стандартов, трансформировать структуры некоторых государственных вертикально интегрированных компаний в сфере электроэнергетики с разделением на конкурентные и монопольные виды деятельности.
На втором этапе будет открыт доступ на национальные оптовые электрические рынки участникам из других стран, что потребует гармонизации национальных законодательств, регулирующих сферу обращения электроэнергии, внесения соответствующих изменений, а также дальнейшей унификации нормативно-правовой базы технического регулирования.
На третьем этапе национальные электрические рынки предполагается интегрировать в общий электроэнергетический рынок, для чего должна быть до конца сформирована его нормативно-правовая база, организована биржевая торговля, созданы клиринговый центр и органы управления.
Концепция электроэнергетического рынка ЕАЭС создается на основе лучшего мирового опыта, прежде всего европейского. Это так называемая модель связанного спот-рынка. Мы будем формировать рынки с учетом национальных особенностей всех трех стран. Никто не собирается ломать энергетические основы каждого государства.
Смысл свободного электроперетока в том, что в рамках единый рынок, то, например, Казахстан через трансграничные ЛЭП сможет продавать электроэнергию в Республику Беларусь, а Россия, используя транзит через Казахстан, может гнать дешевую избыточную электроэнергию из Сибири в свои же центральные и западные области. Экономический эффект только от этих двух транзитных направлений уже оценивается суммарно почти в 500 миллионов долларов в год. И это без учета общего экспорта электроэнергии за пределы ЕАЭС. Сегодня трансграничные линии электропередачи загружены лишь на 20%, и поэтому увеличение перетока в пять раз – до проектной мощности, заложенной во времена СССР, – лишь вопрос времени.
В целом же объединение рынков, по подсчетам разработчиков концепции, даст странам Единого экономического пространства дополнительный прирост ВВП на семь миллиардов долларов. Тем более что технические возможности для объединения электроэнергетики полностью сохранены, Россия, Беларусь и Казахстан, по сути, так и оставались в едином энергетическом кольце. И все, что теперь необходимо сделать, это реформировать внутренние рынки и создать наднациональные регулирующие органы.
 

Виктор МЯСНИК,
директор департамента энергетики Евразийской экономической комиссии

Большинство экспертов РФ, Беларуси и Казахстана сошлись во мнении, что в сложившихся условиях оптимальный вариант – это объединение спот-рынков с помощью единого координационного модуля. Такой подход позволит использовать механизмы, основанные на рыночных отношениях и добросовестной конкуренции, учесть особенности национальных рынков и гарантировать энергетическую безопасность государств-участников, что полностью отвечает основным принципам формирования общего электроэнергетического рынка. Отмечу, что общий рынок позволит стабилизировать цены на электроэнергию, обеспечить свободу перемещения товаров и услуг в сфере электроэнергетики и в целом максимально удовлетворить спрос на электричество. Кроме того, создаются благоприятные условия для развития бизнеса за счет рыночных механизмов во взаимной торговле электроэнергией, повышения конкуренции, равноправного доступа участников общего рынка ЕАЭС к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики.
Хочу напомнить, что электроэнергетические объекты государств – участников Таможенного союза объединены в единую энергетическую систему, созданную в советский период. Она создавалась по принципу оптимального размещения генерирующих мощностей и строительства магистральных ЛЭП для передачи мощности центрам энергопотребления в разных регионах. То есть технологическая база общего электрорынка имеется. Но страны – участницы ТС используют только 52% потенциала выработки мощностей. Межгосударственные поставки в Едином экономическом пространстве составляют не более 20% от возможностей межгосударственных линий электропередачи. Приведу пример взаимозависимости электроэнергетических систем стран ТС. Стоимость электроэнергии в Сибири при избытке там мощностей практически вдвое выше, чем на Урале. Поставка же электроэнергии из Сибири на Урал в требуемых объемах возможна при формировании общего рынка, потому что мощные линии электропередачи, связывающие эти две территории, проходят через Северный Казахстан.
Мы заметно продвинулись в решении вопросов по устранению изъятий и ограничений именно в сфере электроэнергетики, а конкретно – в решении вопросов формирования электроэнергетических балансов и осуществлении межгосударственной передачи электроэнергии. Договор о ЕАЭС в части энергетики предусматривает устранение 11 барьеров, причем как в электроэнергетике, так и в нефтегазовом комплексе, связанных в основном с вопросами доступа к объектам инфраструктуры стран-участниц, формирования общих энергетических балансов, ввоза энергоресурсов из третьих стран и экспорта в третьи страны. Трудности есть, и они обусловлены спецификой энергосистемы конкретного государства. Так, Республике Армения будет непросто интегрироваться в общий электроэнергетический рынок из-за отсутствия общих границ с членами ЕАЭС. Поэтому на уровне глав государств – участников ЕЭП утверждена «дорожная карта» по присоединению Армении к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству, в которой определены меры по поэтапной интеграции рынков энергоресурсов наших государств.
Скоординированная энергетическая политика обеспечит странам ЕАЭС эффективное использование общего энергетического потенциала и энергетическую безопасность. А синергетический эффект в этой сфере приведет к устойчивому развитию национальных экономик.
 
 
Александр ТРОФИМОВ,
генеральный директор ТОО «Институт «Казсельэнергопроект»

Объединение создает основу безопасности электроэнергетики для стран – членов союза. К примеру, Европа уже сейчас идет по пути создания единой энергетической системы.
Чем выгоден Казахстану наднациональный энергорынок? У нас практически нет заводов электротехнической промышленности. Производство налажено в России. Мы сможем использовать российскую продукцию на льготных условиях. В профильных учебных заведениях Российской Федерации смогут получить достойное образование будущие энергетики нашей Республики. Если Казахстан введет в эксплуатацию все блоки на Экибастузкой ГРЭС-1 и ГРЭС-2, то часть электроэнергии беспрепятственно будет продаваться в Россию и Беларусь. Общий рынок должен сблизить цены.
Одна из серьезных проблем казахстанской энергетики – отсутствие эффективного управления отраслью. За последние 20 лет Казахстан потерял единую техническую политику, управление, стандарты. Утвержденные в СССР правила устройств электроустановок мы используем на 90%. Сегодня энергетикой рулят десять госпредприятий. Ответственных не найти. Надо восстанавливать Минэнерго, иначе стратегию развития отрасли невозможно будет реализовать.
В казахстанской электроэнергетике немало частных компаний: ТЭЦ, ГЭС, распределительных. Их тоже нужно регулировать. По моему убеждению, энергетику необходимо вернуть в государственную собственность, как в свое время в Великобритании сделала Маргарет ТЕТЧЕР.
 
 
Дмитрий ХАРИТОНЧИК,
председатель постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи

В ЕАЭС должен быть сформирован единый энергетический рынок. За его создание выступают практически все белорусские промышленники. Они руководствуются тем, что возрождение экономически выгодного для членов союза энергомоста позволит существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции.
Те соглашения, которые уже приняты, в том числе документы о свободном перемещении товаров, о единых принципах и подходах к фитосанитарным нормам, едином таможенном пространстве в рамках союза позволяют белорусским производителям более эффективно реализовывать товар как на рынке внутри союза, так и на внешних рынках.
Проведен сравнительный анализ законодательных актов каждого государства ЕАЭС, и теперь у нас есть четкое понимание, какие меры будут приняты для каждой из сторон. В дальнейшем в рамках создания общего рынка энергоресурсов планируется предоставить национальный режим покупателям – резидентам государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства при приобретении энергоносителей для внутреннего потребления в пределах ТС.
Беларусь вступила в ЕАЭС как равноправный участник, у которого есть свои достижения и бесценный опыт. Мы обеспечили свою продовольственную безопасность, постоянно наращиваем объемы экспорта товаров в другие страны, сохранили и приумножили индустриальный потенциал и сейчас проводим модернизацию как отдельных предприятий, так и отраслей.
В целом договор о ЕАЭС закладывает основу для будущего многолетнего сотрудничества дружественных стран, имеющих неразрывные культурные, исторические, экономические связи. Создается мощный притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок электроэнергии, энергоресурсов и другой продукции.
 
 
Сергей ПИКИН,
директор Фонда энергетического развития

Основа любого экономического союза – единое экономическое пространство. Это касается и Евразийского экономического союза, в рамках которого планируется создание общего энергетического и других рынков.
Создание электроэнергетического рынка России, Беларуси, Казахстана потребует, во-первых, инфраструктуры для поставок и перетока электроэнергии, во-вторых, единой рыночной модели. У Российской Федерации и Республики Казахстан разные модели рынка электроэнергии. У наших казахских партнеров модель основана на двусторонних договорах. В Республике Беларусь рынка электроэнергии нет вообще, там отрасль полностью регулируется государством. Эти факторы, безусловно, являются барьером для интеграции и создания полноценного единого рынка.
С другой стороны, объединению способствует наличие созданной еще в советский период инфраструктуры – сетей и генерации. Это важное, но, как я уже отметил, не единственное условие для построения рынка. Нужно определиться с правилами, с моделью. Скорее всего, за основу будет взята модель рынка электроэнергии, используемая в РФ, потому что российский рынок является доминирующим в тройке Россия – Беларусь – Казахстан.
Имеющуюся в этих странах инфраструктуру нужно развивать, модернизировать. Каким образом? Через инвестпроекты. Например, в рамках единого рынка целесообразно возрождение энергомоста из Сибири на Урал через Казахстан, что позволит увеличить перетоки между энергосистемами. Еще в 80-х годах прошлого столетия (к слову, впервые в мировой практике) была построена ЛЭП под напряжением в 1150 кВ от поселка Итатский в Кемеровской области до Шагола в Челябинской. Эта линия частично проложена по территории Казахстана и проходит через Экибастуз, Кокшетау и Костанай. Для реанимации проекта нужны финансовые ресурсы, и немалые.
Так или иначе, перед тремя государствами встает вопрос выбора первоочередных целей и задач. Одна из них – сделать систему энергоэффективной, современной и безопасной. Вторая – не допустить роста цен. Но, как водится, одно исключает другое. Без инвестиций эффективность не повышается. А любые инвестиции – это всегда увеличение стоимости. Невозможно одновременно построить энергоээфективную систему и сделать электроэнергию дешевой. Следовательно, нужно выбирать. Думаю, что разработчики концепции электроэнергетического рынка ЕАЭС уже вскоре представят правительствам трех стран и обществу план действий, и нам станет понятно, чего ждать от планируемой интеграции.
 
 
МЕЖДУ ТЕМ

Президент РФ Владимир ПУТИН убежден, что ЕАЭС станет эффективным центром мирового развития: «Мы вместе создаем мощный притягательный центр экономического развития, крупный региональный рынок, который объединяет более 170 миллионов человек. Наш союз обладает огромными запасами природных ресурсов, в том числе энергетических. На него приходится пятая часть мировых запасов газа и почти 15% нефти. У стран «тройки» развитая промышленность, индустриальная база, мощный кадровый, интеллектуальный и культурный потенциал».

поиск
Новый номер
новый
номер

Апрель

2016

Подробнее
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖУРНАЛА
Подробнее