» » Химпром: что продаем и что покупаем?

Химпром: что продаем и что покупаем?

Химическая отрасль России, пережив вступление в ВТО, столкнулась с новыми вызовами. Рост цен на сырье, отсутствие оборотных средств и доступных кредитов – эти и другие негативные факторы сказались в первую очередь на перерабатывающих предприятиях, выпускающих конечную продукцию. Российские производители полимеров говорят о низких темпах развития химии и нефтехимии и отставании от других стран-экспортеров как об опасной тенденции.
Кто поможет оказавшимся у опасной черты переработчикам, каковы условия для создания новых импортозамещающих производств и как эффективнее управлять гигантским химическим и нефтехимическим комплексом России – на эти вопросы отвечают наши эксперты.
 

Виктор ИВАНОВ,
президент Российского союза химиков
 
К великому сожалению, в свое время сырьевые компании России, в отличие от зарубежных, не рассматривали химическую отрасль как неотъемлемую часть бизнеса, приносящего высокую прибыль. Исключением стали только предприятия Татарстана, где химическую отрасль воспринимают как локомотив роста экономики. Доля химической продукции в общем объеме продаж российских нефтяных и газовых компаний составляет около 3%, тогда как за рубежом – 30%.
Я уже неоднократно говорил на совещаниях с участием первых лиц о первоочередных мерах по опережающему развитию химпрома.
Прежде всего, химической и нефтехимической отраслям следует вернуть единое управление и координирование. Сейчас эти функции делят Минэнерго и Минпрпомторг. Считаю целесообразным передать химическую и нефтехимическую промышленность Минпромторгу, так как к этому ведомству относятся все потребители химической продукции.
Второй важный стимул развития – программа импортозамещения, которая должна быть разработана на основе тщательного анализа положения дел в отрасли. Не стоит импортозамещать все подряд. Товары, которые мы не делали и не умеем делать, нужно ввозить, а в отношении выпускаемой продукции – реализовать комплекс мер для повышения ее конкурентоспособности. Иначе компании Китая, Ближнего Востока вытеснят нас не только с мирового, но и с внутреннего рынка.
Мы не первый год пытаемся достучаться до бизнеса, профильных министерств. Несмотря на все усилия, импорт химической продукции ежегодно увеличивается. В Россию ввозится свыше 50% пластмасс, химических волокон, лакокраски и малотоннажной химии. Чрезвычайно высока доля импорта химической продукции для нужд оборонного комплекса РФ.
Очень остро стоит вопрос и о производстве композиционных материалов, применяемых в самолето- и автомобилестроении. Спрашивается, на какой химической базе их создавать? Нужна программа развития малотоннажной химии и особо чистых веществ. Государство должно участвовать в строительстве химических предприятий на основе государственно-частного партнерства, хотя бы на уровне 30% от общего объема инвестиций.
Залог стабильного функционирования химпрома – создание инжиниринговых центров на основе отраслевых вузов и НИИ. Основная цель таких центров – научная, технологическая, стратегическая поддержка крупного и среднего бизнеса в области химической технологии и промышленной биотехнологии. Приоритетные задачи – разработка инновационных проектов развития отрасли, реализация конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, повышения конкурентоспособности продукции и технологий. В спектр предоставляемых услуг можно включить: выполнение проектных работ, комплексная оценка новых технологических решений, подбор и закупка вспомогательного оборудования, изготовление уникальных установок, услуги по исследованию и стандартизации новых веществ и материалов и так далее.
Раньше в отраслевой научный комплекс входило около 100 институтов, большинство из них были достаточно крупными. К тому же существовала неразрывная цепочка: фундаментальная наука – отраслевая наука – производство. Сейчас же, если научные институты и создают удачную технологию, они не в состоянии продемонстрировать ее действие на практике, поскольку в основном утратили собственные опытные производства. Исправить сложившуюся ситуацию могли бы инжиниринговые центры.
 
 
Всеволод АБРАМОВ,
заместитель председателя совета НП «Объединение переработчиков пластмасс», доктор технических наук

Для развития химического комплекса экономическое положение в стране имеет и положительные, и отрицательные стороны. Соглашусь в первую очередь с тем, что взятый курс на импортозамещение – хорошая возможность для роста.
В отрасли переработки пластмасс, являющейся одной из ведущих в химическом комплексе России, сосредоточено около 12 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, где трудятся около 500 тысяч рабочих и инженерно-технических работников. На долю этих предприятий приходится почти 80% всех выпускаемых изделий из пластмасс. Отрасль перерабатывает в год примерно пять миллионов тонн пластмасс и до сих пор развивалась ускоренными темпами с годовым ростом до 10%.
Кризисные явления в стране коснулись прежде всего малых предприятий, в том числе и переработчиков пластмасс. Некоторые из них оказались на грани банкротства из-за того, что производители и поставщики сырья подняли цены на 60–70% и увеличивают объемы его экспорта, что при девальвации рубля приносит им валютную выручку. Мы не против их выгоды, но мы против трудностей, которые создаются при этом среднему и малому бизнесу, против потери рабочих мест.
В нефтехимическом комплексе все взаимоувязано. Переработка пластмасс – это конечный продукт всей производственной цепочки, причем продукт с повышенной добавленной стоимостью. К нам поступают сведения о том, что переработчики снижают объемы производства, соответственно и зарплату, устанавливают неполный рабочий день. И это происходит не потому, что снизился спрос на нашу конкурентоспособную продукцию, а из-за непомерного увеличения цен на сырье. Высокие цены на полимерные материалы и тот факт, что конечные потребители пластмассовой продукции покупают ее, как правило, с отсрочкой платежа, приводят к тому, что предприятия испытывают острую нехватку финансов. Ситуация усугубляется высокими процентными ставками кредитования.
15 апреля 2015 года на прошедшем в Минпромторге заседании под председательством министра промышленности и торговли Д. В. МАНТУРОВА детально обсуждался широкий спектр вопросов, касающихся отрасли переработки пластмасс, в том числе и влияние роста цен полимерного сырья на работу перерабатывающих предприятий. Было отмечено, что Минпромторг, к сожалению, не может влиять на уровень цен, устанавливаемых изготовителем полимерного сырья. Но такая ситуация приведет к повышению стоимости отечественной продукции переработки пластмасс, а в конечном итоге, к увеличению доли импорта на российском рынке, в том числе из Китая.
В целом сложившийся уровень цен на сырье, в первую очередь на полиолефины, существенно затруднит импортозамещение (возможно, даже произойдет наращивание импорта) в переработке пластмасс, повлечет за собой снижение объемов производства и степени занятости в отрасли.
В данном случае было бы логично уйти от либеральной рыночной политики и на государственном уровне осуществить разумный системный подход при формировании маржи по всей цепочке продукции нефтехимического производства – от получения мономеров до переработки пластмасс в изделия. Необходимо также установить квотирование объемов полимерного сырья для внутреннего потребления. Производители сырья должны при этом соответствующим образом оптимизировать производственную деятельность и искать контакт с переработчиками. Практически все предприятия переработки жалуются на условия покупки сырья (почти всегда предоплата) и перебои с его наличием. Для развития отрасли, и в особенности малого и среднего бизнеса, эти факторы являются сдерживающими.
Отрадно, что поставленные нами на площадке Минпромторга вопросы были услышаны, в том числе по такой важной проблеме, как организация отечественного производства оборудования для переработки пластмасс. Принято решение по поиску путей создания в стране современного производства оборудования для этих целей. Очевидно, что для успешного и сбалансированного развития отрасли надо развивать собственное машиностроение. Это даст нам в будущем возможность производить комплектующие и детали для уже ввезенного и работающего в России оборудования. Одним из способов реализации данной идеи станет создание совместных предприятий, главным образом, с азиатскими производителями.
Мы собираемся предложить Минпромторгу разработать программу импортзамещения не только в сфере производства химической продукции, но и в сфере переработки пластмасс. Взаимодействуем мы и с всероссийской общественной организацией малого и среднего бизнеса «Опора России». Недавно она создала комиссию, которая задействована в доработке стратегии развития химкомплекса до 2030 года в части переработки пластмасс с ориентацией на малый и средний бизнес. Наше объединение как отраслевой союз, объединяющий специалистов этой отрасли, также планирует принять активное участие в этой работе.
 
 
Валентина ГАВРИЛЕНКО,
ученый секретарь ОАО «НИИТЭХИМ», кандидат химических наук

В условиях глобализации мировой экономики все страны закупают для внутреннего рынка товары, являющиеся дефицитными по причине отсутствия или недостаточности собственных мощностей. При этом замечу, что ни в одной стране не рассматривается проблема импортозамещения, а просто создаются новые производства, поскольку реализация любого проекта – это и есть импортозамещение. Важнее, на мой взгляд, говорить о зависимости от импорта в тех сферах, где ущемляется экономическая и особенно стратегическая безопасность страны.
В этом году химическое сообщество будет отмечать 100-летие со дня рождения Л. А. Костанодова, талант и блестящие организаторские способности которого позволили вывести химическую промышленность СССР на передовые рубежи. У него был лозунг: «Какова химия – такова жизнь». Это очень точное определение значимости химии в развитии общества, поскольку химическая и нефтехимическая продукция находит применение практически во всех сферах человеческой деятельности.
В настоящее время доля зарубежной продукции в этом сегменте варьируется от 33 до 36%, однако есть достаточно много товаров, в которых импортная компонента составляет 80 и даже 100%. В основном это высокотехнологичная продукция так называемой малой химии – конструкционные пластмассы (полиэфиры, полисульфоны, смолы полиалкидные, меламиновые, полиимидные), катализаторы, пластификаторы, стабилизаторы, красители.
Небольшие объемы товарных партий и колоссальный ассортимент востребованной на рынке продукции делают малотоннажную химию трудноосваиваемой для крупных игроков. В результате дорогостоящая продукция высшего передела занимает почти 60% импорта химической и нефтехимической продукции, в денежном выражении – не менее 15 миллиардов долларов. Таким образом, есть рынок, а отсутствие необходимости в больших производственных помещениях, возможность использования оборудования, которое можно проектировать и изготавливать в России, наличие высококвалифицированных кадров должно, на мой взгляд, заинтересовать бизнес, особенно для развития региональных экономик.
Понятно, что заменить всю импортную продукцию отечественной невозможно. Нужно вычленить импортируемые продукты, способствующие инновационному развитию других отраслей, и исходя из этого определять приоритеты для создания собственных производств, имея в виду наличие сырья, технологии и перспективы развития рынка.
 
 
Абдулах МИКИТАЕВ,
генеральный директор ЗАО «Макполимер», доктор химических наук

Около 50% мирового химического производства приходится на полимеры. Уровень потребления этих материалов в значительной мере определяет развитие промышленности. Россия по этому показателю отстает от топ-20 развитых стран. К примеру, страны Северной Америки потребляют в 14 раз больше пластмасс и синтетических смол, в 20 раз – химических волокон и нитей.
Чрезвычайно мала в России доля использования при строительстве и реконструкции дорог полимеризованных битумов, геосеток, георешеток. Известно, что применение геосинтетики позволяет увеличить срок службы дорожного покрытия в три раза, интенсивность движения – в 17 раз, снижаются затраты на текущий и ямочный ремонт дорожного покрытия. Мы внедряем лишь десятую долю от необходимого объема современных технологий и материалов. При этом стоимость одного километра дорожного покрытия у нас в три раза выше, чем в странах ЕС и в восемь раз выше, чем в Китае.
95% трубопроводов в секторе ЖКХ Евросоюза – полимерные, а оставшаяся доля постепенно вытесняется новыми трубами в соответствии с принятыми к обязательному исполнению стандартами. В регионах РФ до 90% воды транспортируется по чугунным трубам, их укладка при ремонте сетей продолжается по сей день. Межремонтный срок службы полимерной трубы – 50 лет, чугунной – три-пять. Металлические трубы приводят к энергопотерям и снижают качество питьевой воды из-за коррозии металла.
Для перехода на полимеры России нужно принять новые регламенты. Полигоном для их внедрения может стать Приволжский федеральный округ как центр производства и переработки полимерных материалов.
Химия полимеров – не единственная подотрасль, в которой отмечается отставание по уровню производства и внутреннего потребления. Россия почти в полном объеме импортирует одноразовые шприцы и посуду медицинского назначения. Они настолько дешевы, что конкурировать сможет одно, но очень крупное предприятие, специально построенное в Российской Федерации.
 
 
Дмитрий КОНОВ,
председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг»
 
Наша страна входит в число крупнейших мировых экспортеров нефти и газа. Однако на мировом рынке нефтехимии, например, на рынке полимеров, мы значительно отстаем от многих европейских стран и от Китая.
Мы видим, как многие нефтяные державы диверсифицируют экономику – развивают нефтехимию и химию высоких переделов. Саудовская Аравия увеличила мощности по производству этилена, базового мономера для крупнотоннажной химии, с 2,1 миллиона тонн в 1991 году до 15,6 миллиона тонн в 2013-м, сформировав три нефтехимических кластера, причем каждый из них крупнее любой существующей в России нефтехимической производственной площадки. Иран, не имевший в 1991 году серьезных этиленовых производств, сейчас располагает мощностями на 6,5 миллиона тонн в год и стремительно их наращивает.
Россия же не использовала свой потенциал. За 1991–2013 годы мощности по производству этилена в нашей стране выросли только до 3,3 миллиона тонн.
Сегодня есть понимание того, что ситуацию надо менять – создавать современные нефтехимические производства. Наша компания приступила к строительству завода «Запсибнефтехим» – комплекса глубокой переработки углеводородного сырья в полиолефины проектной мощностью два миллиона тонн. Производственная площадка будет в пять раз больше «Тобольск-Полимера». Это крупнейший инвестпроект «СИБУРа» стоимостью 9500 миллионов долларов. На его реализацию отведено пять-шесть лет. Место строительства выбрано не случайно: рядом расположены источники сырья, имеется вся логистическая цепочка. Это означает, что себестоимость выпускаемого продукта будет одной из самых низких в мире, следовательно, он сможет экспортироваться в любом направлении и сможет быть конкурентоспособным.
В 2020 году «Запсибнефтехим» войдет в число ведущих мировых производителей. Мы ожидаем, что к этому времени в России вырастет уровень потребления, и больше половины продукции нового завода пойдет на нужды российской промышленности. Есть возможности роста потребления полимеров за счет их более широкого использования в строительстве, при прокладке коммуникаций – там, где в России по-прежнему доминируют металлы, развитые страны уже перешли на полимерные материалы.
Чтобы довести потребление полимеров в России до европейского уровня, необходимо создать дополнительные мощности для производства по меньшей мере миллиона тонн полиэтилена и 1,4 миллиона тонн полипропилена в год.
Считаю, что импортозамещение – хороший инструмент поддержки отраслей промышленности. Вместе с тем к этому вопросу следует подходить осторожно, без излишнего максимализма. Ведь нефтехимические предприятия – это объекты высокой степени опасности, и надежность того или иного оборудования должна быть абсолютной.
Для проекта «Запсибнефтехим» мы попытались найти именно российских производителей. И убедились, что во многих случаях сделать это невозможно. Например, нефтехимическая колонна, создаваемая на отечественном заводе специально под заказ, в разы дороже заграничной. Даже с учетом произошедшей девальвации рубля, ввозных пошлин и транспортных издержек. Объясняется это тем, что за рубежом на предприятии, выпускающем по 50 колонн в год, отлажен процесс с низкой себестоимостью.
Сейчас ситуация такова, что только четверть оборудования, задействованного в реализации стандартного инвестпроекта, можно купить в РФ.
 
 
Денис МАНТУРОВ,
министр промышленности и торговли РФ

Средние и крупные производители в химическом и нефтехимическом сегментах получат предусмотренные антикризисным планом правительства полиотраслевые субсидии на пополнение оборотного капитала. Такая мера поддержки позволит покрыть затраты предприятий по кредитам в размере 90% ключевой ставки. Кроме того, для химического комплекса предусмотрена специализированная субсидия в рамках госпрограммы. Как и остальные субсидиарные механизмы, привязанные к ставке рефинансирования, она будет переформатирована на ключевую.
Хочу отметить, что за последние несколько лет благодаря модернизации мощностей отрасль в значительной степени обновилась, созданы новые предприятия, в том числе в рамках химических индустриальных парков в Татарстане и Башкортостане, Нижегородской, Самарской, Тульской и других областях. В базовых переделах, и главным образом, в производстве минеральных удобрений отечественные компании доминируют на внутреннем рынке. Их рентабельность выше 20%, около 80% выручки составляет экспорт.
Риску наиболее подвержены производства высоких переделов. Основные проблемы заключаются в высокой зависимости от импортного сырья и давлении со стороны зарубежных конечных производителей. К тому же эти предприятия в большой степени ориентированы на внутренний рынок и получают выручку в рублях. Поэтому их способность обслуживать долги гораздо ниже, чем у экспортно-ориентированных производителей минеральных удобрений и другого химического продукта.
Рассчитываем за счет внесенной в антикризисный план универсальной субсидии в части пополнения оборотного капитала оказать поддержку наиболее нуждающимся средним, крупным производителям именно в сегментах с высокими рисками.
В рисковых секторах много небольших компаний, которые могут претендовать на помощь для малого и среднего бизнеса, что предусмотрено программой Минэкономразвития России.
Немаловажный фактор риска – экономические возможности покупателей продукции химической отрасли. Так, эксперты прогнозируют спад в строительстве и ЖКХ, поэтому особую актуальность приобретают антикризисные мероприятия, поддерживающие именно отечественного потребителя химпродукции.
Дополнительным стимулом для развития химических предприятий станет помощь бюджетам субъектов Федерации, которая прописана в антикризисном плане. Она даст мультипликативный эффект для нескольких отраслей экономики и промышленности через инвестирование этих средств именно в ЖКХ и строительную отрасль.
Хотелось бы, чтобы коллеги из профильных министерств и представители компаний включились в скоординированную работу по подготовке нормативных актов, расширяющих применение новых материалов. Перспективы такой кооперации видны на примере композитной отрасли, где рост объема производства вырос с 23,3 миллиарда рублей в 2013 году до 30,7 миллиарда в 2014-м, что составило более 30%. А в результате совместной работы Минпромторга и Минсельхоза производители минеральных удобрений компенсировали отечественным сельхозпроизводителям повышение мировых цен, введя скидку, которая составила около 25% от минимальной экспортной цены.
 
 
МЕЖДУ ТЕМ

Глава Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ на совещании по развитию отрасли в феврале этого года еще раз отметил, что многие годы Россия экспортирует химическое сырье, а затем покупает готовую продукцию у Китая, Германии и других стран. Переломить тенденцию призвана стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2030 года. Ее основная цель – наладить производство с более высокой добавленной стоимостью из отечественного сырья.
поиск
Новый номер
новый
номер

Апрель

2016

Подробнее
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЖУРНАЛА
Подробнее